ГЛАВНАЯ       КИНО       ТЕАТР       КНИГИ       ПЬЕСЫ       РАССКАЗЫ    
АВТОРА!    ГАЛЕРЕЯ    ВИДЕО    ПРЕССА    ДРУЗЬЯ    КОНТАКТЫ    

Email:

РАССКАЗЫ
Подруга

ПОДРУГА

Мой почтовый ящик - печальный символ моего образа жизни. Рядом с добротными своими соседями, отпираемыми лишь специально предназначенными для этого ключами в значительно бренчащих связках, мой, бедняга, похож на бомжа с вечно пустыми карманами. Газеты попадают в него лишь по редким ошибкам почтальона, а дверца с дыркой на том месте, где у приличных собратьев замок, в давнем ладу с ветром: куда он, туда и она с печальным скрипом. До слез иногда ощущаю свое родство с этой дверцей, у которой нет замка, и нет той связки, в которой бренчит тот единственный ключ...

Сегодня тоже было до слез. Да и ветер очень уж старался, слишком жестоко трепал мою подругу. Я нырнула рукой в привычно пустое чрево ящика и к удивлению своему обнаружила, что оно не пустое. Вытащила открытку - безвкусную, совдеповскую.

"Юля! — было написано там незнакомо прыгающим почерком. — Откликнись, если получишь эту открытку.

Bce у меня прекрасно. Заканчиваю мед, будет красный диплом. Скоро выйду замуж, меня очень любит один человек. Погода стоит такая, такая чудесная. Кругом листья, листья, под ногами, на ветках. Они желтые, красные. Голова кружится от красоты. В одном прекрасном кафе мы с моим молодым человеком очень мило проводим почти каждый вечер. Пьем кофе, едим мороженое. Напиши мне. Софи."

Бред собачий. Софи Лорен, желтые листья, и бедный юноша влюбленный. Как устала я от незначительности происходящего в моей жизни. Если телефонный звонок - то не туда попали, если звонок в дверь - то снимать показания со счетчика, если раз в году мой почтовый ящик разродится корреспонденцией, то это открыточка с бредовым текстом и ничего не говорящей мне подписью.

— Нy, почему, — спросила я как-то одного своего знакомого, глядя в ночное небо на снижающийся, конвульсивно мигающий красным самолет, — почему другим попадаются в небе летающие тарелки, а мне только самолеты?

— Ты несчастливая, — ответил он. Щипнул меня за что-то нематериальное.

Впрочем, обратный адрес мне кое-что разъяснил. В этом городе, затерянном на краю света в прямом смысле слова, я провела свое детство и юность. (Десятилетнее проживание на "краю света" поселило во мне множество комплексов, от которых я и по сей день не могу избавиться.) Значит, эта вычурная Софи - какая-то подруга детства. Но не было у меня подруг с таким именем. Про открытку я забыла.

Она вывалилась из бумажного хлама спустя несколько лет. Мельком просмотрев текст, я все вспомнила и поразилась: как сразу не поняла я, что написала это Соня, Сонька Колесниченко, бывшая объектом для насмешек всех, кто ее знал, и моих в том числе. Я дружила с ней. Стеснялась этой дружбы, скрывала ее от подруг, но что-то тянуло нас друг к другу, впрочем, может быть, тянуло только меня.

 

… Это был город приезжих. Город шахтеров и номенклатурных работников, родившийся в конце шестидесятых, и, несмотря на свою оторванность познавший все прелести воинствующе развитого социализма. "Я знаю, город будет, я знаю, саду цвесть!" Слова пролетарского поэта были вычертаны на щите, а щит тот вкопан на том месте, которое местные жители обходили стороной, не селясь здесь, называя его "долиной смерти". Но социализм победил и в долине смерти. Город медленно вставал, мощно напирая своими каменными боками на вечную, древнюю степь.

Проспект Строителей - так назвали главную улицу города. Как и положено, на главной улице теснились, соперничали друг с другом в размерах, обилии красного цвета и идеологической выдержанности лозунги: "Народ и партия едины!", "Решения съезда в жизнь!", "Воля партии - воля народа!" и прочие вариации на тему партии и народа. Как и положено, на главной улице подпирали боками друг друга горком, исполком, военкомат, редакция газеты "Слава труду" и дощатое сооружение красного цвета, напоминающее катафалк - трибуна, в дни пролетарских праздников лоснящаяся кожей и каракулем, сверкающая погонами, звездами и орденами. Пролетариат, шагая строем в светлое будущее, кричал "Урa!" и обменивался с обитателями катафалка дружественными помахиваниями свободных от держания транспарантов конечностей

Как и положено, на главной улице была аллея. Сама по себе аллея была прекрасна, по обе стороны ее буйствовали вопреки суровому климату дикие, "абрикосовые" - как их называли - деревья. Весной цвели они розовыми безумствами, благоухали до неприличия среди топорщащихся лозунгов. Но идти в прекрасное будущее без идеологической наполненности оказалось невозможно, и у аллеи появилось громкое название - "Аллея героев труда". Название бы никак не испортило внешнего вида аллеи, но, увы, вооруженная единственно верной теорией фантазия пошла дальше, и среди диких абрикосов "выросли" огромные щиты с изображением ликов героев труда. Аллея очень явно стала напоминать кладбище, и прогуливаться вечерами здесь было жутковато.

Это был город приезжих, потому что по возрасту он был ребенком и родить своих коренных жителей еще не успел. "А вы откуда?" - этот вопрос стал при знакомствах обычным, так как все были откуда-то. Третий класс "а", в котором предстояло мне учиться, был сформирован из детей-приезжих. Первого сентября наши мамы выискивали в толпе отутюженных третьеклашек таких, которые могли бы составить компанию их ребенку в обживании новой школы и нового коллектива.

 

— Вот какая девочка высокая! И мы такие же высокие! Посмотрите на нас! Мне очень нравятся высокие девочки! — обрушилась вдруг на меня и мою мать какая-то тучная, огромного роста женщина с голосом и повадками главнокомандующего. Она подпихнула ко мне девочку - длинную и нескладную. Девочка мне совсем не понравилась: глубоко посаженные глаза ее смотрели исподлобья недружелюбно. Главнокомандующая мама, подбирая подругу своей дочери, решила идти по пути внешнего сходства. Я тоже была длинная и тощая.

— Вы будете дружить, — определила она мою участь.

Новая школа и новая приятельница с каким-то старомодным именем Соня произвели на меня унылое впечатление. В школе нас каждую свободную минуту норовили построить, и под бравое "раз-два!'" заставить маршировать. Соня села со мной за одну парту, и, кося угрюмыми глазами в мою тетрадь, добросовестно перерисовывала из нее каждую букву. Мне это не нравилось, но я молчала.

Постепенно в нашем 3 "а" каждый занял то место, которое заслуживал. В завоевании авторитета я была неутомима. У меня было для этого почти все: неуемная общительность и фантазия по части скрашивания унылых пионерских будней, пятерки по всем предметам, номенклатурные мама и папа. Мне мешал только рост, выпячивающий меня на полголовы выше сверстников. И все же я добилась того, что щиплющее мое десятилетнее самолюбие слово "швабра", я перестала слышать вовсе. Самолюбие было удовлетворено. Я стала лидером 3-го пионерского класса "а". Это было признано всеми, в том числе и добрейшей нашей классной Валентиной Самуиловной. И вдруг - бунт. Там, где меньше всего я его ожидала, вернее, не ожидала вовсе. В моей угрюмой соседке проснулся протест против моего общепризнанного лидерства. Для соперничества со мной у нее не было ничего: ее мама работала нянечкой в детском садике, папы не было вовсе, у нее были тройки по всем предметам, а естественная детская общительность была погребена под такой кучей комплексов, что уступила место недетской замкнутости. Не представлявшее опасности, такое соперничество меня развлекало. Я одарила "соперницу" снисходительной дружбой.

Ее мама работала нянечкой в детском садике. Очень большая и громкоголосая тетя Валя, привычная, по-видимому, к тяжелому физическому труду, в садике была как слон в посудной лавке.

— Мама сюда на время устроилась, — пояснила Сонька, — пока мой брат Вадик маленький и ему нужно ходить в садик. Иначе места не достанешь.

Такие житейские премудрости были мне незнакомы: у меня не было маленьких братьев, а мама работала на главной улице Строителей, в большом красном доме с важным названием "горком".

Сонька со своей очень большой мамой и маленьким Вадиком жили в однокомнатной квартире на первом этаже. Дома у нее было жутко неинтересно: две кровати, стол, мрачные обои, мрачный пол из темных синих плиток и минимум игрушек. Вот у меня дома!.. У меня дома была комната, предназначенная только для меня. Там было много всяких разностей, от которых у Соньки дух захватывало: пианино, диапроектор с кучей диафильмов, проигрыватель, магнитофон, всякие невиданные заграничные пупсы. А главное, в моей комнате стоял огромный аквариум, совершенно волшебный и загадочный, особенно когда включалась над ним большая лампа и зеленое нутро его превращалось в настоящее подводное царство с ракушками, водорослями, и снующими туда-сюда рыбами самых экзотических пород. У Соньки дух захватывало, но ни разу она не дала открыто вырваться своему детскому восторгу. Она решила со мной бороться. Своими маленькими, скудными силами решила не уступать мне ни в чем. Часами она сидела, разглядывая снующих обитателей аквариума, не позволяя своим глазам вспыхнуть восхищенно. Я должна была понять, что такими штучками ее не удивишь.

— У нас т-тоже был аквариум, но когда мы переезжали, он раз-збился, — сокрушенно сказала она как-то, делая долгие паузы из-за заикания. — Т-теперь я хочу зав-вести обезьянку.

— Ха-ха, обезьянку! — засмеялась я, — Где ты ее достанешь?!

Уж по части живности я была спецом и знала, что обезьянкой обзавестись не так уж просто. Сонькины глаза налились упрямствам:

— Моя м-мама сказала, что скоро купит м-мне обезьянку.

Возражать было бессмысленно. Обезьянки, конечно, не появилось. Как объяснила Сонька, она просто расхотела ее заводить.

He скрою, мне приятно было осознавать свое превосходстве во всем. Я снисходительно прощала ее наивные привирания насчет того, что у нее что-то такое было замечательное, но потом вдруг потерялось или разбилось. Удивительно другое: меня вдруг потянуло к ней совершенно искренне и моя дружба-снисхождение превратилась в неосознанную необходимость. Только потом я поняла, почему. Сонька жила в скудном своем, недетском мирке, лишенном всяких необходимых в ее возрасте радостей, но жила настоящей взрослой жизнью, со взрослыми заботами, о которых я мало имела представление. Когда я приходила к ней в ее темную квартиру, она никогда не снисходила до каких-нибудь там детских забав со мной. Пока варилась курица на плите, она махала веником, затем чистила картошку, иногда доверяя и мне помочь ей. К приходу матери ей надо было сделать кучy всяких "мелочей": убрать квартиру, сходить в магазин, приготовить обед. Один раз я стала свидетелем гнева мощной тети Вали из-за того, что Сонька что-то там не сварила. После этой сцены я твердо уверовала, что все другие мамы - создания очень кроткие и гневаются очень мило.

 

Случай этот произошел 7-го Ноября и имел совершенно неожиданное продолжение 1-го Мая. К пролетарским праздникам в нашем городке готовились обстоятельно. За месяц до очередной годовщины "великой социалистической" все школы начинали напоминать плацдармы для строевой подготовки. После уроков, а то и вместо них, мы постигали искусство дружно шагать в ногу с песней, счастливо при этом улыбаться, в нужный момент держать равнение направо и вопить что есть силы "Ура!". Под "нужным" подразумевался тот момент, когда колонна будет проходить мимо трибуны. Вопить "Ура!" нам нравилось. Но шагать в ногу наши едва достигшие десяти лет конечности отказывались. Они жаждали более естественных в этом возрасте движений, и управлять ими приходилось грозными командами пионерских вожатых: "Левой!", "Левой!". Наконец, 7-е ноября наступило. Mы собрались все у школы в восемь утра со всякими там шариками и веточками. Сонька пришла в новой шапке с ушками. Мы были с ней одного роста и выпирали ввысь из стройных рядов сверстников. Пионервожатые не вынесли такой дисгармонии и поставили нас впереди всех, вручив каждой по палке от одного транспаранта. Я покосилась на Соньку и осталась довольна: в шапке с ушками она была все же выше меня. Сонька задрала свою ушастую голову и читала надпись на транспаранте. "Пионер - всем пример!" - было написано там. В десять часов, нам, посиневшим от холода, наконец сказали: "Пошли!" Сонька путала ногу, то отставала, то неслась, и наша идеологическая миссия от этого сильно проигрывала: транспарант все время был перекошен. "Приготовились!" - крикнула наша добрейшая Валентина Самуиловна. Это означало, что настал "нужный момент" - мы приблизились к трибуне. Гремели трубы не очень в лад, наши все заорали "Ур-ра!!!", замахали руками. Я открыла было рот, но на красном катафалке увидела свою маму и всяких других дядей и тетей, которые часто у нас бывали дома: ели, пили, танцевали и таскали меня на руках. Рот пополз, до ушей, и я очень по-дружески показала им всем язык. Убрала его не сразу - еще поводила им из стороны в сторону: почему бы не показать свое расположение к хорошим людям?

Дома, выпочковываясь из своей финской дубленки, мама спросила, впрочем, не очень строго:

— Ты что, с ума сошла? Это же тебе не дома!

В 3-м "а" этот поступок еще больше укрепил мой авторитет и набирать исполнителей для всяких там мероприятий, которые я то и дело сама выдумывала, мне стало еще легче - одноклассники ходили за мной по пятам. Самое любимое мое "мероприятие" было - концерт. Я набирала "бригаду" исполнителей и мы часами репетировали всякие песни и стихи, а после уроков выступали перед другими классами. Сонька в "бригаду" ни разу не входила - она заикалась, а на людях вообще теряла дар речи. Но тот случай она запомнила. Особенно реакцию на него в классе. Она запомнила, и совершенно неожиданно, самым наиглупейшим образом свела со мной счеты. 1-го Мая мы проделывали те же маневры на проспекте Строителей, правда несли не транспарант, а веточки и шарики, которыми нужно было беспрестанно помахивать. Проработанная дома, я примерно заорала "Ура!" перед трибуной, а Сонька вдруг приставила большей палец правой руки к носу, а остальными задорно помахала в воздухе. Жест получился выразительным. Лица вытянулись у всех - и у тех, кто взирал на Соньку сверху, и у тех, кто шагал рядом. Валентина Самуиловна подбежала к Соньке с необычайной для нее скоростью:

— Сонечка! Что это такое, Колесниченко! Ты с ума сошла!

Кажется, у Соньки был потом неприятный разговор и с классной, и с грозной мамой. Я не злорадствовала, мне было жалко Соньку. Скоро меня перевели в другую школу. Соня перестала бывать у меня, я у нее.

 

В восьмом я утратила свой былой организаторский пыл. Лидерство в классе больше не занимало. По утрам, перед школой, я тихонько прокрадывалась в ванную, предварительно завладев маминой косметичкой. Там я приступала к действию, в котором задействованы были все физические и душевные силы моего организма. Я красила ресницы. Их нужно было накрасить так, чтобы этого не заметили ни мама, ни дай бог, учителя. Но их нужно было накрасить так, чтобы меня не смог не заметить Один Мальчик из 10 "а". Успеха я не добилась ни разу. Из 10 "а" на меня не смотрел ни один мальчик, зато учителя каждый день делали последние предупреждения за мои некомсомольские ресницы. Бороться с такими явлениями они умели: брали комсомолок, подозреваемых в макияже, за шиворот, вели в туалет, и там умывали. Но моя мама работала в красном доме и вместо водных процедур я получала ежедневные "последние" предупреждения.

Тот мальчик на меня не смотрел. Всe мальчики всех десятых смотрели на нашу разведенную молодую англичанку. Конкурировать я с ней не могла по многим причинам: она давно разделалась с комсомольским возрастом и мазалась без риска быть умытой, она обладала такими мощными рельефами на своих тривиальных ста шестидесяти четырех сантиметрах роста, которые моим ста восьмидесяти не светили ни в каком светлом будущем: и, наконец, даже имея всемогущую маму, я не смогла бы воспроизвести на себе в школе такие разрезы и декольте. Я потерпела фиаско, хотя это было и не в моих правилах.

Сонька объявилась в нашем классе неожиданно, своим появлением повергнув моих одноклассников в состояние какой-то нервозной веселости. Оказалось, она переехала в наш микрорайон. Из некрасивого ребенка она превратилась в нескладную девушку - сутулую, словно насильно вжимавшую свой рост обратно, в пределы, допустимые ее сверстниками. Она по-прежнему сильно заикалась, и поэтому старалась как можно- больше молчать.

У нас был "элитный" класс. В классной иерархии я занимала первое место по положению родителей, правда, делила его с Алкой Демьяновой - ее мама была зам. начальника ОРСа. Затем шли Жанна Лоц, Лида Гриднева и Женя Кибидзе - их отцы были начальниками рудников и заводов. За ними - детки мелких исполкомовских и торговых работников. Сонька не вязалась к нам никаким боком: как выяснилось, тетя Валя дальше карьеры повара в столовой не пошла. Сонька - ее манеры, одежда стали объектом постоянных насмешек. Я делала вид, что забыла нашу давнюю дружбу, а Сонька благородно о ней не напоминала, ходила сама по себе, учебу тянула еле-еле на тройки. Когда на уроке раздавалось учительское "Колесниченко!" по классу пробегал веселый шумок: все ждали маленького развлечения. Вот сейчас она разогнет свое длинное нескладное тело, но немного не до конца, и вот так, не распрямившись, пойдет к доске, где будет трудно, заикаясь и потея, говорить. Гадкий утенок не спешил превращаться в красивую птицу, да ничто вокруг и не располагало к этому.

 

Как-то, в девятом у нас был вечер. До восьмого такие веселые сборища стыдливо именовались "чаепитиями" и лишь в восьмом они получили "взрослое" название. Тот вечер был необычен по трем причинам: во-первых, он был новогодним, во-вторых, он был объединенным с десятиклассниками, и в-третьих, на него пришла Сонька. Ее "неприсутствие" на вечерах было делом обычным, никому и в голову не приходило, что Сонька на вечер может прийти.

Ее появление повергло нас в маленький шок. На Соньке было шерстяное, куцее платье в умопомрачительную желтую клетку, босоножки со стоптанными каблуками и даже ресницы, чуть тронутые тушью.. Алка Демьянова, вся замшево-кожаная, зaтpяcлacь в приступе смеха, отвернувшись к стене. Сонька гордо прошла сквозь строй насмешливых взглядов и заняла свободное место за столом. Вокруг нее сразу же зависло пустое пространство: места рядом никто не занимал. Вечеринка набирала ход. Всe, что было крепче чая, наливалось под столом, это вносило оживление в наше поначалу чопорное поведение - первый раз с десятиклассниками! Постепенно наши юные лица зарозовели и повеселели. Десятиклассники стали приглашать наших девочек. Меня никто не приглашал. Тот Мальчик танцевал с нашей Алкой: фирменной, обтянутой, лоснящейся кожаными боками. В горестном своем отчаянии я готова была променять горкомовскую маму на орсовскую...

В этот момент случилось событие, потрясшее всех. В зал вошли наши военрук и физрук. Вообще-то, учителя нам предоставили свободу действий и не очень бдили: все-таки Новый год, а учителя тоже люди. Но физрук и военрук были не простыми учителями: они были братья-близнецы, эдакие "секс-бои". В общем, если Шварценеггера смешать с Аленом Делоном и получившееся разделить надвое, то получились бы наши Василий Иванович и Денис Иванович. В них не осмеливалась влюбляться даже Алка в своей суперупаковке, хотя, возможно, это была ее программа-максимум. Девицы наши при появлении Иванычей сделали стойку, каждая избрав, по ее мнению, наиболее эффектную позу: Алка чуть согнула ногу и она забелела в разрезе, Лидка Гриднева свела плечи, ниже пригнувшись к столу, отчего дорожка между грудями, ведущая в темные недра легкого платья, стала гораздо заметней. Женька Кибидзе сверкнула черными очами и налилась вдруг более сочными красками: волосы стали чернее, кожа белее, а румянец натуральный напрочь затмил макияжный. Я тоже срефлексировала, но решила не мелочиться: закинула ногу на ногу, слегка пригнулась к столу, повторив маневр Гридневой, и подпустила в глаза томного тумана. Невозмутимой осталась лишь Сонька, она ковыряла вилкой в салате и попивала "Пепси-колу".

— Василь Иваныч, Денис Иваныч! Как мы рады, что вы пришли, — затрещала наша активистка Баранова, во всем любившая наводить порядок, — Садитесь, садитесь скорее! С Новым годом вас, с новым сча...

Иванычи, суперменисто поигрывая бицепсами, обошли стол, и… заполнили с обеих сторон пустоту вокруг Соньки. Алкина нога оскорбленно исчезла в разрезе. Сонька мужественно дожевала салат, слегка порозовела, и ... очень светски улыбнулась сначала направо, потом налево. Боже, что тут началось! Иван и Денис Иванычи устроили соревнование по ухаживанию за Сонькой. Они наливали ей, накладывали что-то в тарелку, острили, и вообще делали вид, будто кроме их троих никого не существует. Сонька то бледнела, то розовела, сняла очки и как-то вдруг похорошела неузнаваемо - распрямила плечи, и из долговязой превратилась в стройную и длинноногую. Нелепое платье осталось само по себе, без Соньки: Сонька была счастливая и почти хорошенькая, желтые клетки уже не могли с этим ничего поделать. Она впервые в жизни танцевала. Только медленные танцы. И только с Иванычами - по очереди. Они были на голову выше ее и она, похоже, первый раз в жизни не пыталась вжаться сама в себя. Она была королевой этого вечера, королевой в куцем платье, несмотря на насмешливые взгляды своих одноклассниц, все части тела которых выражали оскорбленное недоумение.

 

После того вечера с Сонькой что-то случилось. Нет, она ничего лишнего не возомнила об отношении к ней Иванычей: чувство реальности у нее в этом случае победило. Просто она перестала вжимать голову в плечи, как-то вдруг очень уж высоко стала ее носить, а в обычно затравленном взгляде засветился вызов. Я стала узнавать в ней Соньку-бунтарку, свою давнюю "соперницу". Для самоутверждения ей нужен был кто-то, кто хотя бы ее слушал. Наверное, по старой памяти она избрала меня. На уроках она подсаживалась ко мне, когда Женька, моя соседка до парте, болела или была со мной в очередной ссоре. Сонька вещала мне шепотом на ухо:

— Ф-французский шелк. Оч-чень тонкий. Летящий. Д-дорогой жутко. Платье будет у меня таким... — и она рисовала что-то замысловатое, очень декольтированное.

Или: — Иду по улице. В Москве, этим летом. Подходит он. Мужчина, молодой такой, говорит, девушка, не хотите ли стать манекенщицей? Оставил телефон. Я там целый м-месяц подрабатывала, п-представляешь? Там девушки еще выше меня. И все на шпильках. — Скуластое лицо ее наливается краской, глаза начинают блестеть, она верит тому, о чем рассказывает, а неправдоподобность рассказа для меня ее ничуть не смущает. Как и прежде, я ей особенно не противоречила, очевидность лжи очень забавляла меня, я все ждала: что же она в следующий раз придумает.

— Он уч-чится в летном, представляешь? С-сказал, я буду все paвно тебя ж-ждать. Я д-даже не знаю... К-косметику подарил. Ф-французскую. Коробка как п-пол-стола. В-видишь тени? — она снимает очки, прикрывает глаза. Я послушно рассматриваю ее веки, покрытые еле заметной пылью коричневых сорокакопеечных теней, которые продаются в киоске недалеко от школы.

Все было бы ничего, если бы Сонька свои упражнения в сочинительстве делала достоянием только моих ушей. Увы, мое молчаливое поощрение ее нелепым басням придало ей смелости и постепенно она стала выходить на более широкий круг слушателей. Наши «ашники», пресыщенные выпендриванием друг перед другом, не прочь были позабавиться. Издевательски преувеличенно вылупив изумленные глаза, женская половина класса стала сбиваться вокруг Колесниченко в стайку. Оттуда доносилось:

— Да ну?

— Да ну, ты че-е? А принеси, покaжи!

— Ой, не могу! — в один голос визжали Лукьяшки-двойняшки, хватаясь за живот. Они были особенно рады, что иерархическая лестница теперь заканчивается не на них. Ногастая Алка в мини изъяснялась лаконичнее всех:

— Ха! Хм! -М-мда!

— Вот этот воротник, — Сонька берет за кончик свой белый воротник, явно вырезанный из кружев старой комбинации, и водит им перед носами слушательниц, — этот воротник мне сшила п-портниха, которая одевает, одевает... Аллу Пугачеву! Вот! Очень хорошая мамина приятельница, портниха. Да. А выкройка из французского журнала.

— Как журнал-то называется? — нарушает свою традицию изъясняться междометиями Алка.

— Ж-журнал? «Матье», — не моргнув глазом отвечает Сонька.

— Как-как? — вскидывает Алка то, что осталось у нее от бровей после очередного прореживания их пинцетом.

— «Матье», — твердо повторяет Сонька.

Лукьяшки заходятся в визге, отвалясь к стене. Алка оскорблено-надменным голосом произносит целую речь:

— Такого журнала нет! — поворачивается и уходит по коридору, сфокусировав на своих бесконечных ногах внимание всех коридорных глаз, даже, кажется, тех троих бородачей, что висят портретами на каждом школьном этаже.

— Есть! - повышает в отчаянии голос Сонька, вытянув шею и устремившись всем длинным телом вслед удаляющимся ногам, — Ecть! Он п-продается только на валюту, его мало кто знает! Только портнихи высокого класса!

Co стороны ног до Соньки долетает фырканье. Звенит звонок. Концерт окончен.

Как-то раз, на уроке истории Лидка Гриднева достала из портфеля французские духи "Черная магия". Это немного скрасило "Историю СССP". Духи ходили под партами, пробовались на вкус, цвет, запах, пробы сопровождались легкими постанываниями, от которых историк удивленно замедлял темп речи, видимо, в уме пытаясь увязать сексуальные придыхания в классе со своим рассказом.

Духи не взяла только Сонька. Она, скосив глаза, глянула на них, и знающе кивнула:

— Есть. У меня такие есть, только бутылка гораздо больше. Г-гораздо.

И, подумав, добавила:

— Трехлитровая.

Лидка так задохнулась от возмущения, что не нашла, что ответить.

 

Сонька жила недалеко от школы, в стандартной пятиэтажке, оказавшейся крайней в нашем микрорайоне, и поэтому окнами выходившую прямо в степь. Квартиры в этих домах были темные, с длинным щупальцем коридора, который выводил максимум в две небольшие низкопотолочные комнаты. Это была дома-плебеи, в микрорайонах их было большинство, так как шахтеров и прочего рабочего люда в городе тоже было большинство. Немногочисленные породистые дома-«коробочки» с шикарными трех- четырехкомнатными квартирами в каждом микрорайоне стояли особнячком, красным цветом как бы намекая на избранность своих обитателей. Мы, «ашники», в большинстве своем жили в красных «коробочках».

Недолгое время спустя после истории с духами шли мы как-то с дискотеки по Аллее Героев Труда в своем обычном составе: Лукьяшки, Лидка, Женька, я и Алка, которая иногда удостаивала нашу компанию своим присутствием. Шли-шли, дошли до школы, где обычно под клич «по норам!» расходились по своим «коробочкам». После порции очередного трепа мы уже стали было расставаться, как вдруг Лукьяшки загалдели хором, излагая посетившую их одну и ту же мысль:

— Вон Сонькин дом! Давайте, давайте в гости зайдем! Посмотрим на ее сногсшибательные платья!

Лидке идея понравилась:

— Да, и на духи «Черная магия» в трехлитровой банке!

Алка фыркнула, Женька кивнула гордой головой, я не очень возражала, и мы направились в гости к Соньке. Она открыла с веником в руках, в вылинявшем до беспомощной белесости домашнем платье без рукавов и долго смотрела на нас, беспомощно моргая под толстыми стеклами очков. Атаку возглавили Лукьяшки:

— Привет, Колесниченко! Гостей принимаешь? Мы к тебе.

Сонька отодвинулась, пропуская нас:

— Проходите.

Она была одна дома, мать с братом куда-то уехали. Мы заполнили гамом маленькую квартирку, разнося сор, который Сонька смела в кучу, но не успела убрать.

— Чай будете? — дрогнувшим голосом спросила она, и нескладно присела на диван.

— Кофе! — завопили Лукьяшки, а Лидка томно добавила:

— С коньяком.

— К-кофе... — Сонька немного очухалась, — кофе сегодня утром кончилось, я очень крепко завариваю, банки на неделю не хватает, к-коньяк... вчера у брата день рождения, весь запас..., «Наполеон», шаром покати. Чай с вареньем, ладно?

— Не-е, — затянули Лукьяшки.

Мне от всего этого стало очень нехорошо.

— Покажи духи, — скомандовала Лидка.

Сонька упрямо вскинула голову и пошла в другую комнату, мы цепочкой за ней. Она остановилась у облезлого трюмо, развела руками:

— Ну надо же, мать с собой увезла.

— Трехлитровый флакон? — зашипела Лидка.

Сонька кивнула и невозмутимо ткнула пальцем в ровную поверхность стола без едииной пылинки:

— Вот, видишь след? Здесь стояли.

— Та-ак! — запели Лукьяшки, — А платья?

Сонька подошла к шкафу. Она совсем овладела собой, и шкаф открыла жестом миллионерши, щедро дающей взглянуть на свой гардероб. В шкафу висели три Сонькиных платья: школьная форма, платье в желтую клетку и еще какое-то летнее, в горошек.

— Которое французское? — прищурилась Лидка.

— Все! — с вызовом ответила Сонька. Она теперь была спокойна и холодна как лягушка. Я вдруг заметила, какие зеленые-зеленые у нее глаза, в них была злость, но совсем немного.

— Не стыдно врать? — щурилась Лидка.

— Я не вру, — спокойно ответила Сонька, перестав даже заикаться.

— Все, хватит. Пошли! — я решила поставить точку.

Мы ушли. Сонька проводила нас до двери, и, ей-богу, усмехнулась, когда сказала: «До с-свидания.»

После того случая я стала к ней заходить. Не знаю, почему. Наверное, мне чего-то не хватало в других и это «что-то» я находила в Соньке, особенно, когда она сбавляла накал своих. невероятных россказней. Сонька тоже наносила мне иногда визиты: снова часами просиживала у аквариума, слушала музыку, брала читать книги. То, что Сонька бывает у меня, а я у нее, естественно, мной скрывалось. Сонька тоже хранила эту тайну, хотя я об этом ее не просила. Не знаю, может быть, она дорожила моей дружбой, ведь за всю ее коротенькую жизнь я была единственной подружкой, но ни разу не дала мне этого понять.

 

Последующие годы завертели и меня и моих сверстников. В десятом – всеобщий мандраж по поводу проходного балла в аттестате, потом истерия поступления в вузы, затем замужества, роды, разводы, и опять замужества… Короче, Соньке Колесниченко, моей тайной подружке, места в этой круговерти уже не осталось. Она выпала из диапазона моих жизненных интересов безболезненно и незаметно. А появилась опять внезапно, когда я, уже изрядно потрепанная той «большой и счастливой» жизнью, обещанной мне взрослой половиной нашей школы на выпускном, катила коляску по Аллее Героев Труда. В коляске барахтался мой сын. Несмотря на свои девять месяцев от роду, он был богатырских размеров, и коляска ходуном ходила от его попыток познать окружающий мир.

— Тятя! — кричал он, указывая своим девятимесячным пальцем на Героев Труда, увековеченных на мраморных надгробиях.

— Тятя! — показывал на собаку.

— Тятя! — уткнулся его палец в чье-то цветастое платье.

— Не тятя, а тетя, — поправила я и посмотрела на тетю.

— Сонька! — прокомментировала я увиденное.

— Тятя! — настаивал Артем.

Сонька к встрече отнеслась спокойно - только зеленела из-под очков прищуренными глазами. Мы пошли к ней домой. Так как мои достижения были налицо: обручальное кольцо на пальце и коляска с полногабаритным Артемом, Сонька начала вещать о своих, как и прежде, импровизируя на ходу:

— Н-нет, не хочу замуж, х-хочу пожить для себя. Зачем? Он к-капитан дальнего плавания, представляешь? Эт-то же вечные рейсы. Н-нет, я не могу решиться. А он звонит к-каждый день. Т-такой высокий, черные волосы, голубые глаза...

Дома у нее ничего не изменилось. Нас встретил высоченный, жгучеглазый кудрявый брюнет. Только когда Сонька назвала его Вадиком, я признала в нем ее брата. «Вот это да!» - протелеграфировала моя женская сущность моим мозгам. То, что природа поскупилась дать Соньке, она щедро подарила брату. Он сидел на диване, мужчина-ребенок, и играл с маленьким-маленьким котенком.

А через три дня мы его хоронили. Что-то там разладилось наверху: зачем было в эту маленькую семью, и так обделенную, посылать такое несчастье? Разговор о том, что убило на практике какого-то пэтэушника-электрика, я услышала в очереди. Пнул ногой кабель, никто практикантов не предупреждал, что там высокое напряжение, а они – первый курс… Услышала и забыла. Несчастные случаи были у нас в городе делом обычным: гибли шахтеры, гибли солдаты стройбата, рабочие заводов…

На другой день, взвалив Артема на плечо, я звонила в Сонькину дверь, но звонок не хотел издавать ни звука. Тогда я постучала, и от стука дверь подалась, уползая в темный коридор. В квартире оказалось много незнакомых молчаливых людей. Я испугалась. И тут Сонька кинулась ко мне:

— Вадьку убило! Г-господи! П-почему он? Ну почему он?

Тело еще не привезли, соседи и пэтэушная общественность старательно изображали участие. Тетя Валя, в горе ставшая вдруг величественной, сидела в большом старом кресле как на троне. Она не плакала.

Мне не с кем было оставить Артема, чтобы пойти на похороны. Уходя на работу, мать попросила:

— Не ходи, испугаешь ребенка.

Я пошла. Еще издали услышала Сонькины причитания - отчаянные, страстные. Похоже было, что в Соньке сидело генетическое знание бабьего горя: она знала, что с ним делать и как его пережить.

— Почему он? — вопрошала она кого-то отчаянно.

С этих пор Сонька стала ходить в черном платочке. На работе, дома –везде. Она приходила ко мне и возилась с Артемкой так, будто вынянчила уже не только своих детей, но и внуков. Артем, у которого в лексиконе не было ни «мама», ни «папа», а только «тятя», вторым словом освоил «Сося» - этим он выделил Соньку из всех остальных «тять». Я спокойно оставляла на Соньку не только ребенка, но и мужа, когда пыталась разрядиться где-нибудь в компании холостых подружек.

— Ты вообще с ума сходишь, — объяснила мне мое поведение мать. — Разве можно мужа оставлять с другой женщиной?!

— Ха! — пояснила я ей свое женское превосходство над Сонькой.

— Напра-асно ты так. Она очень, очень… — она долго подбирала слово и, наконец, нашла именно то, которое меня испугало, — своеобразная!

Я стала присматриваться к Соньке как к возможной сопернице. Как ни крути, она для нее не годилась. Но вот это определение... «своеобразная»! На всякий случай я прибрала мужа к рукам.

 

«Все у меня прекрасно», - прыгали, словно заикаясь, слова в той открытке. «Заканчиваю мед, будет красный диплом. Скоро выйду замуж, меня очень любит один человек».Зачем ты врешь, Сонька? Я первый раз спросила у тебя об этом. Спросила много лет спустя, и так как тебя нет рядом, буду отвечать сама. Я отвечу лучше, чем ты.

Подруга

Так случилась, что ты родилась маленьким человечком в этой жизни. Так уж не повезло. Все, абсолютно все вокруг были чем-то лучше тебя. Ты стала отстаивать свою самоценность. Пусть они смеются, плевать. Это нужно тебе, а не им. Это нужно тебе, чтобы дальше жить. И пусть хоть один человек на этом свете вдруг увидит, что ты, Сонька Колесниченко – «своеобразная»! Увидит, испугается, и поскорее приберет к рукам своего мужа. Пусть! Ты - маленькая бунтарка! «Все у меня прекрасно!» И потому твоя новая ложь-протест так надолго сбила меня с толку, и в Софии я не могла признать тебя.

— Сонька, не ври, ты не Софи. Ты - Сонька.

— А я не вру, — зеленеет она прищуром из тех лет.

 

Email:

ГЛАВНАЯ    КИНО    ТЕАТР    КНИГИ    ПЬЕСЫ    РАССКАЗЫ
АВТОРА!    ГАЛЕРЕЯ    ВИДЕО    ПРЕССА    ДРУЗЬЯ    КОНТАКТЫ
Дмитрий Степанов. Сценарист Сайт Алексея Макарова Ольга Степнова. Кино-Театр Ольга Степнова. Кинопоиск Ольга Степнова. Рускино Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки. Рейтинг@Mail.ru

© Ольга Степнова. 2004-2015